-
Просмотров: 17070
Типы моторных масел
Масло, которое называют "синтетика" (на коробке обычно обозначается как Fully Synthetic), имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия "синтетики" - возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а так же максимальное содержание различных присадок. Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры.
"Минералка" (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплутационных результатов, что и "синтетика" - оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании - оставляет шлаки в моторе.
"Полусинтетика" (обозначение Semi-Synthetic) - некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к "синтетике". При этом "полусинтетика" несколько дешевле "синтетики".
У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация - область его применения (дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.
Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) - иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло "густое" или "жидкое". Большинство масел сегодня - "универсальные", т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W - например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней - это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря - какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра - это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.
Расшифровка цифр SAE
Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:
* 0W- масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
* 5W- масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
* 10W- масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
* 15W- масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
* 20W- масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С
Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:
* 30 - масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
* 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
* 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
* 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше
Чем меньше цифра - тем "жиже" масло, чем больше цифра - тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.
Расшифровка цифр API
Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)- обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла - современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF - значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.
SAE - классы вязкости моторных масел
Класс вязкости |
Динамическая вязкость, мПа-с, не выше, при температуре, °С |
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2 |
Динамическая вязкость при 150°С и скорости сдвига 106 с-1, мПа-с, не ниже | ||
имитация холодного пуска (CSS) | прокачиваемость | не ниже | не выше | ||
0W | 6200 при - 35°С | 60000 при -40°С | 3,8 | - | - |
5W | 6500 при - 30°С | 60000 при -35°С | 3,8 | - | - |
10W | 7000 при - 25°С | 60000 при - 30°С | 4,1 | - | - |
15W | 7000 при - 25°С | 60000 при -25°С | 5,6 | - | - |
20W | 9500 при - 15°С | 60000 при -20°С | 5,6 | - | - |
25W | 13000 при -10°С | 60000 при -15°С | 9,3 | - | - |
20 | - | - | 5,6 | <9,3 | 2,6 |
30 | - | - | 9,3 | <12,5 | 2,9 |
40 | - | - | 12,5 | <16,3 | 2,9* |
40 | - | - | 12,5 | <16,3 | 3,7** |
50 | - | - | 16,3 | <21,6 | 3,7 |
60 | - | - | 21,9 | 26,1 | 3,7 |
SAE - классы вязкости трансмиссионных масел
Класс вязкости | Максим. темп., при кот. вязк. не превыш. 150000 сП, оС |
Кинематическая вязкость при 100 оС, сСт |
|
минимальная | максимальная | ||
70W | - 55 | 4,1 | - |
75W | - 40 | 4,1 | - |
80W | - 26 | 7,0 | - |
85W | - 12 | 11,0 | - |
90 | - | 13,5 | 24,0 |
140 | - | 24,0 | 41,0 |
250 | - | 41,0 | - |
/ По материалам: masla.spb.ru /